Квинт-аккорды или Пауэр-аккорды

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Такие двузвучия называются квинт-аккордами, они приобрели невероятную популярность с появлением электрогитар и жанра рок-музыки в XX веке.

Обнаружен блокировщик объявлений!

Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.

Инструкция по отключению - здесь.
Спасибо!

Квинт-аккорды или Пауэр-аккорды приобрели невероятную популярность с появлением электрогитар Твитнуть

Характерно второе название: пауэр-аккорды (power-chords). Квинт-аккорд не имеет никакого наклонения (настроения, если можно так выразиться) подобно мажору или минору, он очень естественно и слаженно звучит – в нем и в его обращении могут встречаться только совершенно консонантные интервалы (прима, чистая квинта, чистая кварта, чистая октава).

Почему так часто употребляются квинт-аккорды?

Казалось бы, одинокая последовательность таких аккордов должна звучать блекло и невыразительно, но на деле наше музыкальное подсознание, воспитанное на многовековой традиции терцового строения аккордов, само дорисовает отсутствующий тон в канву аккорда, а в реальности терцией часто дополняют гармонию другими инструментами в других голосах в рамках исполнения музыкальным коллективом.

Основная же причина повсеместного распространения таких аккордов – частое в рок-музыке применение к гитарному звуку эффекта “distortion”, естественным или искусственным образом обрезающего сигнал по амплитуде. Звук после этого становится грязным и жестким, обогащается множеством обертонов (гармоник) и просто шумом, выражает экспрессию и кричащий характер композиции.

Соответственно, чем больше в аккорде мало консонантных и диссонантных интервалов, тем он хуже воспринимается на гитаре с перегрузом, вплоть до полной какофонии и неразличения основного тона. Квинт-аккорды из примы и квинты с узким расположением – тот минимум благообразного перегруженного звука, который не дает нам потерять ощущение аккорда.

Записываются квинт-аккорды добавлением к знаку основного тона цифры 5 – например, A5, F#5. Построить их на гитаре со стандартным строем совершенно несложно. Вот общая аппликатура:

|—|—|-o-|
|-o-|—|—|

Лады здесь могут быть любые, например, крайний в схеме может выступать как нулевой (открытая струна). Я не указал пары струн, они могут быть любыми, на чаще играют квинт-аккорды на паре шестой-пятой и пятой-четвертой струн. Иногда к чистому двузвучию прибавляют интервал октавы, смягчающий острое влияние квинты в мелодическом голосоведении:

|—|—|-o-|
|—|—|-o-|
|-o-|—|—|

Расположение пальцев

Многолетний опыт гитаристов выявил такое оптимальное расположение пальцев – указательным ставится барре на том ладу, где шестая струна дает необходимый тон, следующий через один лад прижимается безымянным пальцем или мизинцем вплоть до пятой струны, причем все остальные струны кроме, быть может, четвертой (для получения октавы) им же глушатся. Опустив мизинец на следующую струну, вы легко получаете другой квинт-аккорд, через чистую кварту (например, D5 из A5). Изобразить это на примере можно так:

A5 D5
E|-(1)-|—–|-(4)-| |-(1)-|—–|-(4)-|
H|-(1)-|—–|-(4)-| |-(1)-|—–|-(4)-|
G|-(1)-|—–|-(4)-| |-(1)-|—–|–4–|
D|-(1)-|—–|–4–| |-(1)-|—–|–4–|
A|-(1)-|—–|–4–| |–1–|—–|—–|
E|–1–|—–|—–| |-(x)-|—–|—–|
V V

Скобки означают несильный прижим, глушение в этом месте, “x” – струна не играется вовсе.

Опять же, можно использовать открытые струны:

E5 A5
=||—–|-(1)-| =|—–|-(1)-|
=||—–|-(1)-| =|—–|-(1)-|
=||—–|-(1)-| =|—–|–1–|
=||—–|–1–| =|—–|–1–|
=||—–|–1–| 0|—–|—–|
0||—–|—–| x|—–|—–|

Рекомендуется сочетать исполнение таких аккордов с приемом Palm Mute (глушение правой рукой).

Вот таблица нот на шестой и пятой струнах грифа, облегчающая построение разных квинт-аккордов:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
A-||-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–|-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|
E-||-F–|-F#-|-G–|-G#-|-A–|-A#-|-H–|-C–|-C#-|-D–|-D#-|-E–|
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII

Активное применение квинт-аккордов и стремление к упрощению аппликатур распространило использование гитарного строя с пониженной на тон шестой струной (DADGHE), так называемый Dropped D (а также целиком пониженного строя CGCFAD – Dropped C). Здесь аппликатура квинт-аккорда от шестой струны упрощена до безобразия, достаточно прижать определенный лад любым пальцем левой руки, например:

A5
E|-(1)-|—–|
H|-(1)-|—–|
G|-(1)-|—–|
D|–1–|—–|
A|–1–|—–|
D|–1–|—–|
VII

Такой подход позволяет применять очень быструю аккордовую технику игры, достаточно чередовать удары пальцами по тройке басовых струн в пределах нескольких ладов совместно с медиаторным штрихом. В тоже время, сохранившийся квартовый строй остальных струн допускает удобное ведение отдельных мелодических фраз и соло.

Обращения квинт-аккордов

Отдельного упоминания заслуживают обращения квинт-аккордов, образованные перемещением основного тона вверх на октаву с основанием нового интервала чистой кварты, посему могущие называться кварт-аккордами (и при некотором допущении обозначаться приписыванием цифры “4”, например, A4, D4). В этом аккорде звуки имеют меньше число совпадающих гармоник, но несмотря на это он звучит достаточно гладко, и заслуженно применяется в музыке. Его аппликатура в стандартном строе очень проста:

G4 (он же C5 в обращении)
E|-(1)-|—–|
H|-(1)-|—–|
G|-(1)-|—–|
D|-(1)-|—–|
A|–1–|—–|
E|–1–|—–|
III

Возможна и такая аппликатура:

A4 (он же D5 в обращении)
E|-(1)-|—–|-(4)-|
H|-(1)-|—–|-(4)-|
G|-(1)-|—–|-(4)-|
D|-(1)-|—–|–4–|
A|–1–|—–|—–|
E|–1–|—–|—–|
V

Как и было отмечено, наиболее логично и оправдано употребление квинт-аккордов на электрогитаре с применением перегруза. Однако на чистом звуке, а также на акустической гитаре эти аккорды имеют свой колористический эффект (связанный в основном с психологией особенного восприятия гитарного звука, вызванного привыканием к тяжелой музыке). Благодря ослабленным звуковысотным тяготениям в голосоведении, также интересно применение выпадающих из ладовой структуры квинт-аккордов в некоторых гармонических оборотах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Как правильно учиться играть на гитаре Любой гитарист желает правильно научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения и т.д. В данной ...
Как стать величайшим гитаристом Великими не рождаются, ими становятся? Можно много спорить, но так гласит народная мудрость, гитара – не исключение. Научиться играть на гитаре, скажем, как John Petrucci или Joe Satriani, реально ли это? Как и в любом деле, игре на гитаре нужно уд...
Как правильно зажать барре Сложность взятия барре является одним из основных препятствий начинающих гитаристов. Для того чтобы освоить этот прием многие тратят месяцы, а порой просто забрасывают навсегда гитару, понимая, что эта задача им не под силу. Попробуем разобраться, к...
По материалам:

Accords

Отправить ответ

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: